Как использовать пустующие земельные участки законно

В Управление Росреестра по Пермскому краю часто поступают вопросы от жителей Прикамья, ответы на которые могут быть полезны и интересны для широкой аудитории: граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления.
Самой востребованной у населения, как правило, является информация о том, как пользоваться земельными участками, не нарушая требований законодательства Российской Федерации.
Краевое Управление Росреестра как орган, уполномоченный на ведение государственного земельного надзора, может дать компетентные комментарии по любому вопросу из этой области.
Управление напоминает, что традиционными формами осуществления земельного надзора являются плановые и внеплановые проверки, а также административные обследования земельных участков.
Практика проведения проверок показывает, что наиболее распространенным нарушением земельного законодательства является самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Жители нашего края часто используют пустующие земельные участки, подвигая свои заборы, размещая на «ничейной» земле хозяйственные постройки, бани, гаражи, коровники, складируя там стройматериалы, различный инвентарь. При этом они и не задумываются о том, что становятся нарушителями законодательства.
Но! Земля «ничьей» не бывает: земельные участки, не находящиеся в частной собственности, принадлежат государству.
Заблуждение относительно возможности занятия пустующих земельных участков без соответствующих документов приводит к тому, что граждане могут быть привлечены к административной ответственности. Согласно ст.7.1 «Самовольное занятие земельного участка» Кодекса об административных правонарушениях РФ такие действия являются административным правонарушением, за которые предусматривается штраф. Так, для граждан он составит не менее 5 тысяч рублей.
Чтобы избежать неприятностей, связанных с нарушением земельного законодательства, необходимо оформить право собственности на так называемую «прирезку» в законном порядке.
Обратиться за оформлением «прирезки» может владелец земли, предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, которая граничит с государственными и муниципальными участками земли. При этом в результате перераспределения земли площадь участка не может превышать предельный максимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны (п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ).
Земля, за счет которой осуществляется «прирезка», не может быть территорией общего пользования, а также выходить за пределы «красных линий» – линий, которые обозначают границы коммуникаций, автомобильных дорог и иных линейных объектов, или относиться к другой территориальной зоне.
Процедура оформления начинается с обращения в орган местного самоуправления с заявлением о перераспределении земельного участка в соответствии со ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации. Срок рассмотрения заявления составляет 30 дней. По результатам рассмотрения заявления о перераспределении земельного участка орган местного самоуправления совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных вышеуказанной статьи.
Если принято положительное решение о перераспределении земельных участков, далее необходимо поставить участок с прирезкой на кадастровый учет, выполнив перед этим межевые работы. Полученный кадастровый паспорт нужно предъявить в администрацию и подписать с нею Соглашение о перераспределении земельных участков.
Важно: Соглашение о перераспределении земель может быть заключено между органом местного самоуправления и частным лицом только в отношении земельных участков:
– границы которых приводятся в соответствие с утверждённым проектом межевания территории по договору о развитии застроенной территории;
– границы которых приводят в соответствие с утверждённым проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;
– предназначенных для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, дачного хозяйства, садоводства;
– подлежащих изъятию для государственных и муниципальных нужд.
Муниципальная услуга по перераспределению земель бесплатная, но гражданин должен оплатить выкупную стоимость «присоединяемой» земли либо части земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Когда все требования законодательства будут исполнены сторонами, подготовлены все необходимые документы, органы местного самоуправления поселения могут самостоятельно направить пакет документов, подготовленный в электронном виде, для осуществления регистрационных действий. Собственнику недвижимости необходимо будет только оплатить госпошлину, при этом размер платы будет уменьшен на 30 процентов.

На заметку. Государственный земельный надзор – это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Об Управлении Росреестра по Пермскому краю
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Пермскому краю является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, организации работы Комиссии по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости. Осуществляет контроль за деятельностью подведомственного учреждения Росреестра – филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю по предоставлению государственных услуг Росреестра. Руководитель Управления Росреестра по Пермскому краю – Лариса Аржевитина.
http://rosreestr.ru/
http://vk.com/public49884202
Контакты для СМИ
Пресс-служба Управления Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Пермскому краю

+7 (342) 205-95-58 (доб. 0214, 0216)