Изменился порядок использования электронной подписи при продаже недвижимости

Подать в электронном виде документы на регистрацию перехода права
собственности без согласия на то собственника стало невозможно.
Сегодня вступил в силу закон, регулирующий порядок применения в
сделках с недвижимостью усиленной квалифицированной электронной
подписи (ЭП). Новые правила требуют от владельца недвижимости
письменного согласия на проведение сделки в электронном виде.
С 13 августа граждане получили возможность внести в Единый
государственный реестр недвижимости (ЕГРН) запись о том, что они согласны
регистрировать переход права собственности на принадлежащую им недвижимость
на основании заявления, поданного ими в электронном виде и заверенного их
личной ЭП. При отсутствии в ЕГРН такой записи провести сделку дистанционно
теперь будет невозможно.
«Это значит, что гражданин, планирующий провести сделку со своей
недвижимостью в электронной форме, должен обратиться в регистрационный
орган с письменным заявлением, подтверждая таким образом своё согласие. На
основании поступившего заявления в ЕГРН будет внесена специальная отметка.
Если же отметки в ЕГРН не будет, а в орган регистрации прав поступит
электронное заявление о переходе права, например при продаже объекта
недвижимости, то даже в том случае, если заявление будет подписано личной
электронной подписью собственника, в переходе права будет отказано. Подобные
новшества были внесены с целью защитить граждан от недавно появившегося на
рынке недвижимости вида мошенничества: когда с помощью поддельных
электронных подписей злоумышленники регистрировали переход права от имени
ничего не подозревающих собственников», – говорит заместитель директора
Кадастровой палаты по Пермскому краю Елена Тимшина.
В то же время новый закон предусматривает ряд исключений. Отметка о
намерении владельца недвижимости подать электронное заявление о переходе
права собственности не является обязательной при сделках, которые проводятся с
участием нотариусов или органов власти, взаимодействующими с Росреестром в
электронном виде. Кроме того, такая отметка может отсутствовать, если заявление
подписывается электронной подписью, полученной в удостоверяющем центре
Федеральной кадастровой палаты ( https://uc.kadastr.ru/ ). Действие нового закона не
распространяется и на популярные кредитные проекты, например, на цифровую
ипотеку. «Таким образом сохраняется возможность электронной подачи сведений
от кредитных организаций, где не требуется личное участие гражданина. С
одной стороны, закон минимизирует риски мошенничества и защищает
собственников объектов недвижимости, с другой – учитывает уже
существующие механизмы цифровизации рынка», – отмечает замглавы
Федеральной кадастровой палаты Павел Чащин.
Заявление о возможности проведения регистрационных действий на

основании электронных документов, заверенных ЭП, можно подать как в отношении
всех своих объектов недвижимости, так и в отношении любого из них в отдельности.
Не позднее чем через пять рабочих дней после подачи гражданином заявления
регистрационный орган внесёт в ЕГРН соответствующую запись. Аннулирование
такой записи тоже предусмотрено законом. Аннулироваться она будет либо по
заявлению собственника, либо по решению суда.
Как отмечает замглавы Федеральной кадастровой палаты Павел Чащин, с
2013 года, чтобы обезопасить имущество, собственники могут подать заявление о
внесении в ЕГРН записи о невозможности государственной регистрации перехода
или прекращения права собственности на принадлежащие им объекты
недвижимости без их личного участия. В таком случае даже при наличии у третьих
лиц нотариально заверенной доверенности на совершение вышеуказанных
действий, данная запись служит основанием для возврата заявления без
рассмотрения. «Не все граждане знают о подобной возможности, поэтому
обратный порядок, то есть согласие на проведение сделок с использованием ЭП,
позволит минимизировать риски совершения мошеннических операций с
недвижимостью», – говорит Чащин.
Справочно:
Напомним, Президент РФ Владимир Путин 2 августа 2019 года подписал ФЗ №
286 о внесении изменений в федеральный закон «О государственной регистрации
недвижимости». Автором пакета поправок стал председатель Комитета Госдумы по
государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. Внести
поправки в действующее законодательство потребовалось в связи с появлением в
России нового вида мошенничества с недвижимостью: злоумышленники
использовали возможность дистанционной подачи документов для регистрации
перехода права собственности на объекты недвижимости с помощью поддельных
ЭП, созданных на имена их владельцев.
Согласно действующему законодательству, выдача сертификатов ЭП для
получения государственных услуг осуществляется аккредитованными
удостоверяющими центрами (УЦ) в соответствии с ФЗ № 63 «Об электронной
подписи». Сегодня в России насчитывается около 500 государственных и
коммерческих УЦ, аккредитованных Минкомсвязи и создающих сертификаты ЭП.
Федеральная кадастровая палата в связи с появлением случаев
мошенничества с использованием ЭП считает необходимым усиление контроля за
деятельностью аккредитованных УЦ и повышение их ответственности за создание и
выдачу сертификатов ЭП, которые могут быть использованы для получения
государственных услуг в электронном виде, в том числе для проведения действий с
недвижимостью.
Помимо этого, сейчас разрабатываются предложения по доработке
дополнительных механизмов аутентификации заявителей при получении
электронных госуслуг. В частности, речь идет о биометрической идентификации
граждан по лицу и голосу. Такие инструменты позволят дополнительно защитить
граждан от потенциальных рисков мошенничества.
Федеральная кадастровая палата (ФКП) – оператор Федеральной
государственной информационной системы ведения Единого государственного
реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН).
Кадастровая палата работает в сфере кадастрового учета, регистрации прав
собственности и сделок с недвижимостью, оказывает связанные с этим услуги
населению и бизнесу в каждом регионе России. С 2009 года находится в ведении
Росреестра.
Федеральная кадастровая палата предоставляет сведения из ЕГРН,

принимает заявления о кадастровом учете и (или) регистрации прав, вносит
сведения о границах субъектов РФ, муниципальных образований и населенных
пунктов, зон с особыми условиями использования территории, объектов культурного
наследия и других объектов в ЕГРН.
В 2019 году Кадастровой палатой запущен проект по реинжинирингу
существующих электронных сервисов предоставления госуслуг для физических и
юридических лиц. Также, согласно плану трансформации учреждения, на базе ФКП
будет создан Аналитический центр для участников рынка недвижимости и бизнес-
сообщества.
О Кадастровой палате по Пермскому краю
Кадастровая палата по Пермскому краю является филиалом Федерального
государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ
«ФКП Росреестра») и осуществляет следующие функции: 1. принимает документы на
государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию прав в
отношении объектов, расположенных в других регионах Российской Федерации (по
экстерриториальному принципу); 2. осуществляет выездной приём документов на
государственную регистрацию прав и (или) государственный кадастровый учёт,
приём запросов на получение сведений из Единого государственного реестра
недвижимости (ЕГРН), а также курьерскую доставку готовых документов; 3.
оказывает помощь в подготовке договоров купли-продажи, аренды, дарения, мены,
соглашений (кроме нотариальных); 4. оказывает консультационные услуги по
вопросам кадастрового учёта недвижимости; 5. выдаёт квалифицированные
сертификаты электронной подписи. Директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по
Пермскому краю — Цой Елена Львовна.
Контакты для СМИ
Пресс-служба филиала
ФГБУ «ФКП Росреестра»
по Пермскому краю
Тел.: + 7 (342) 235-71-32
ru
ru