Герб райна
Администрация Уинского
муниципального округа
Пермского края

Прикамское Управление Росреестра оценило эффективность взаимодействия с муниципальным земельным контролем в 2019 году

Одним из основных направлений деятельности Управления Росреестра по Пермскому краю является осуществление государственного земельного надзора. Надзор за соблюдением земельного законодательства Управление реализует во взаимодействии с органами местного самоуправления.

В 2019 году в Управление Росреестра поступило 1506 материалов проверок муниципального земельного контроля, увеличение более чем в полтора раза по сравнению с 2018 годом. В результате инспекторами Росреестра возбуждено 1004 дела об административных правонарушениях. К административной ответственности привлечено 816 лиц. Сумма наложенных штрафов составила 4 млн. 632 тыс. рублей.

Наибольшую активность по проведению земельного контроля и наведению порядка в сфере земельно-имущественных отношений проявили муниципальные инспекторы г. Перми, Пермского района, Добрянского городского округа,  Кунгура и Кунгурского района, Карагайского и Сивинского районов.

Выделяется ряд территорий-аутсайдеров, не эффективно использующих контрольно-надзорную деятельность в качестве инструмента упорядочивания землепользования и легализации прав: Александровский, Губахинский, Кизеловский, Гремячинский,  Горнозаводский, Чайковский, Нытвенский, Очерский, Березовский, Большесосновский, Кишертский, Куединский, Частинский, Ординский,  Уинский, Суксунский районы.

Елена Чернявская, заместитель руководителя Управления Росреестра по Пермскому краю:

Для Росреестра и муниципалитетов конечной целью и результатом всех контрольно-надзорных мероприятий является устранение выявленных нарушений и эффективное использование земельных ресурсов. Если по объективным причинам невозможно устранить нарушение путем оформления документов на участок, то органам местного самоуправления, с позиции собственника земель, необходимо принять все меры к устранению нарушения и сохранению правового режима использования земель. Муниципалитеты вправе обратиться в судебные органы с исками об изъятии земельных участков, освобождении участков от самовольно установленных, возведенных объектов.

С 2020 года в связи с изменениями законодательства от эффективности муниципальных земельных инспекторов напрямую зависит и объём поступлений в местный бюджет: средства от уплаченных штрафов будут поступать только по результатам нарушений, выявленных в ходе проверок муниципального земельного контроля. Если нарушение выявлено государственным земельным инспектором Росреестра, то средства поступят в федеральный бюджет.

В целях повышения эффективности муниципального земельного контроля Министерство по управлению имуществом и градостроительной  деятельности Пермского края разработало целевые показатели эффективности работы органов местного самоуправления, в том числе по осуществлению муниципального земельного контроля.

Муниципальные инспекторы, как и государственные инспекторы по использованию и охране земель Росреестра, осуществляют контроль за соблюдением порядка, исключающего  самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, использованием земельных участков по целевому назначению, упорядочиванию земельных отношений. При этом они не наделены полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях в случае выявления вышеуказанных нарушений требований земельного законодательства, а также привлечению к административной ответственности виновных лиц.

Материалы проверок муниципальные инспекторы направляют в территориальные отделы Управления Росреестра для рассмотрения и принятия решения о возбуждении административных дел, привлечения виновных лиц к административной ответственности.