Герб райна
Администрация Уинского
муниципального округа
Пермского края

Чем грозит неиспользование земель сельскохозяйственного назначения

Проблема неиспользования земель сельскохозяйственного назначения стоит уже на протяжении многих лет. С каждым годом ситуация только усугубляется по причине зарастания сельхозугодий древесно-кустарниковой растительностью.

В соответствии статьи 42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков обязаны не допускать загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 234-ФЗ). Собственник должен обеспечить рациональное использование земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения.

В последнее время, с упадком сельского хозяйства, сорное растение борщевик активно заполоняет плодородные земли, агрессивно вытесняя другие растения с ареала обитания, оставляя при контакте сильные незаживающие ожоги, при этом истребить его очень трудно. На неиспользуемых землях участились случаи пожаров, а ведь при этом, помимо угрозы безопасности населению, происходит заметное ухудшение плодородного слоя почвы. Как утверждают специалисты, при посеве культур на выгоревшую почву урожайность снижается на 20–30%. Регулировать отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, был призван федеральный закон от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В результате длящегося недобросовестного использования земель сельхозназначения постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 г. № 369 был установлен Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, а именно: Неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

– на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

– на сенокосах не производится сенокошение;

– на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;

– на пастбищах не производится выпас скота;

– на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

– залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;

– залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;

– закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Муниципальный земельный контроль на землях сельскохозяйственного назначения в пределах своей компетенции осуществляют специалисты  уполномоченного органа,  проводя его в виде выездных плановых и внеплановых проверок. Учащаются случаи внеплановых проверок по заявлению граждан и организаций о неиспользовании земельных участков собственниками. В результате выявленных нарушений должностными лицами уполномоченного органа земли составляется  акт и выдается предписание собственникам по соблюдению требований земельного законодательства и устранения выявленных нарушений в области земельных отношений.

В соответствии со ст. 8.8 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Неисполнение предписаний также является наказуемым и влечет наложение штрафа.

Кроме того, в соответствии со статьей 6 федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение 3 и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использованию с нарушением законодательства Российской Федерации.

Таким образом, земли сельскохозяйственного назначения на условиях принудительного прекращения права постоянного бессрочного пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования, а также изъятия таких земельных участков у собственника в судебном порядке будут выставлены на продажу с публичных торгов, либо приобретены в государственную или муниципальную собственность.

Судебная практика, подтверждает необходимость собственникам земель сельскохозяйственного назначения более ответственно отнестись к своим обязанностям по содержанию и освоению земли. В связи c чем необходимо не допускать появления признаков неиспользования земельного участка, чтоб избегнуть наложения штрафных санкций и ситуации по принудительному изъятию земли.