Справочная информация

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 15 декабря 2020 г. № 2099 «Об утверждении Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции» (далее – Правила, информационная система маркировки), с 1 сентября 2022 г. вступили в силу требования о передаче в информационную систему маркировки сведений об обороте маркированной молочной продукции,
а также сведений о выводе из оборота такой продукции как в случае вывода
из оборота путем розничной продажи, так и вывода из оборота путем, не являющимся продажей в розницу.

Обязанность по представлению в  информационную систему маркировки предусмотренной Правилами информации об обороте маркированной молочной продукции, передаваемой в составе универсальных передаточных документов
(далее – УПД), универсальных корректировочных документов, в соответствии
с пунктом 23 Правил исполняется участником оборота молочной продукции
посредством оператора электронного документооборота (далее – ЭДО) на основании заключенного между ними договора.

В рамках сделок, предусматривающих переход права собственности на данную продукцию, а также в рамках договоров комиссии и (или) агентских договоров участники оборота в период с 1 сентября 2022 г. до 31 мая 2025 г. (включительно) обязаны передавать информацию о кодах товаров и количестве молочной продукции, содержащейся в транспортной упаковке, согласно абзацу 3 пункта 25 Правил.

В соответствии с пунктом 82(1) Правил такие сведения направляются
в срок не более 3 рабочих дней со дня приемки товара в формате УПД, подписанного усиленной электронной подписью обоих участников оборота молочной продукции, в информационную систему маркировки посредством оператора ЭДО.

Вместе с тем участники оборота молочной продукции, осуществляющие розничную торговлю, обязаны соблюдать правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в соответствии с Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон№54-ФЗ).

Участники оборота молочной продукции, осуществляющие продажу
маркированной молочной продукции с использованием контрольно-кассовой
техники, направляют в информационную систему маркировки сведения
в соответствии с пунктами 91-98 Правил.

В соответствии с частью 10 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г.№ 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности
в Российской Федерации» хозяйствующие субъекты, не исполнившие обязанность
по передаче в информационную систему маркировки сведений, предусмотренных
указанным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми
актами Российской Федерации, несут ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей, а на юридических лиц – от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ применение
контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным
требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением
установленных законодательством Российской Федерации о применении
контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники,
порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно статье 15.12.1 КоАП РФ за непредставление сведений
и (или) нарушение порядка и сроков представления сведений в информационную систему маркировки предусмотрена административная ответственность, санкция
которой предусматривает предупреждение или наложение штрафа на должностных
лиц в размере от одной тысячи до десяти тысяч рублей, а на юридических лиц –
от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В ходе анализа сведений, содержащихся в информационной системе
маркировки, выявлены случаи, имеющие признаки нарушения требований Правил
в части передачи сведений об обороте и выводе из оборота молочной продукции
(перечень прилагается), а также законодательства в сфере применения контрольно кассовой техники.

Перечень содержит информацию о хозяйствующих субъектах,
зарегистрированных в информационной системе маркировки в роли «Розничная
торговля», которые передают сведения об обороте молочной продукции посредством УПД. Вместе с тем сведения о выводе из оборота поступившей молочной продукции от данных участников оборота в информационной системе маркировки отсутствуют, что может свидетельствовать о наличии признаков нарушения указанными участниками оборота молочной продукции требований Правил в части предоставления информации о выводе маркированной молочной продукции из оборота, а также положений Федерального закона № 54-ФЗ.
Также установлены участники оборота молочной продукции, которые
передают сведения о выводе из оборота такой продукции посредством контрольно кассовой техники, при этом сведения о переходе прав собственности на молочную
продукцию к таким участникам оборота в формате УПД в информационную систему маркировки не поступали. Данная информация может свидетельствовать
о несоблюдении участниками оборота требований Правил в части передачи сведений в информационную систему маркировки об обороте маркированной молочной продукции.

Кроме того, в прилагаемом перечне отражена информация о хозяйствующих субъектах, которые зарегистрированы в роли «Розничная торговля» и с момента вступления в силу соответствующих требований не предоставляли в информационную систему маркировки сведения об обороте и выводе из оборота маркированной молочной продукции.