ДОКЛАД о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг в Уинском муниципальном округе за 2022 год

Во исполнение Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 № 768-р «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации», между министерством экономического развития  Пермского края и администрацией Уинского муниципального района заключено Соглашение  о внедрении стандарта развития конкуренции.

На территории округа проводилась работа в соответствии с приказом министерства экономического развития Пермского края от 19.12.2016 № СЭД-18-02-06-168 «Об организации работы по содействию развития конкуренции и конкурентной среды в муниципальных образованиях Пермского края». В данном  Докладе отражены основные мероприятия, проводимые в округе по развитию конкуренции.

Постановлением администрации Уинского муниципального округа от 25.03.2022 № 259-01-03-105 утверждена «дорожная карта»  по развитию конкуренции в Уинском муниципальном округе на 2022-2024 годы. Определен перечень приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в округе.

Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок. На сегодняшний день рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по 7-и муниципальным маршрутам регулярных перевозок не развивается (действует одна организация, осуществляющая перевозку пассажиров на муниципальных маршрутах). Высокий риск закрытия бизнеса в связи с низкой платежеспособностью населения, удаленностью населенных пунктов, повышению себестоимости услуг по перевозкам, деятельность нелегальных перевозчиков. Основной задачей органов местного самоуправления является – недопущение закрытия бизнеса. Для перевозчиков, из-за малого пассажиропотока, маршруты являются убыточные и без поддержки местного бюджета, осуществлять пассажирские перевозки нецелесообразно. Для организации перевозок населения, ежегодно в бюджете муниципального округа предусматриваются бюджетные средства на возмещение убытков перевозчиков.

Отмечаются следующие барьеры: отсутствие нормативно-правового регулирования в сфере борьбы с нелегальными перевозчиками; значительный стартовый капитал, необходимый для организации деятельности (приобретение транспортных средств); обременение, связанное с лизингом транспортных средств, а также текущие затраты (на горюче-смазочные материалы, запчасти); регулярно возникают новые требования к оснащению транспортных средств (появляется необходимость оборудовать машины тахографами, системами видеонаблюдения, системами ГЛОНАСС мониторинга, онлайн-кассами и т.д.).

Целевой показатель «Доля услуг (работ) по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, оказанных (выполненных) организациями частной формы собственности, %» выполнен в 2022 году на 100%. В результате проведения конкурсных процедур  заключены муниципальные контракты на оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок с индивидуальным предпринимателем.

Рынок нестационарной торговли. Нестационарная торговля играет важную роль в обеспечении населения продукцией на условиях «шаговой доступности». На 01.01.2022 года принято постановление администрации Уинского муниципального округа от 06.04.20220 № 259-01-03-98 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Уинского муниципального округа Пермского края». На территории Уинского муниципального округа действуют 11 нестационарных торговых объектов (в том числе 6 осуществляют торговлю непродовольственными товарами), в которых осуществляют деятельность организации частной формы собственности.

Основные проблемы при организации нестационарной торговли: высокая конкуренция в сфере торговли (всего на территории округа действуют 88 объектов торговли), недостаточно свободных земельных участков для размещения нестационарного объекта (касаемо размещения НТО на участках в центре населенных пунктов).

Рынок сферы наружной рекламы. С целью создания условий для развития предпринимательства в сфере наружной рекламы основной задачей органов местного самоуправления является разработка и утверждение схемы размещения рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций на территории Уинского муниципального округа Пермского края утверждена постановлением администрации от 19.07.2019 № 280-259-01-03.

На территории округа данный рынок не востребован. Организация данного вида предприятий в сельской местности является малопривлекательной сферой деятельности. За 2022 год предписаний на демонтаж выявленных незаконно или самовольно установленных рекламных конструкций не выдавалось.

Рынок ритуальных услуг. Соответствующие услуги являются социально-значимым видом услуг, поэтому необходимо создавать условия для повышения качества ритуальных услуг, обеспечения возможности их получения. Постановлением администрации Уинского округа от 09.12.2020 № 259-01-03-524 принято Положение об организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений на территории Уинского муниципального округа Пермского края. На основании конкурса по выбору специализированной организации индивидуальному предпринимателю Сажину А.Л. присвоен статус специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Уинского муниципального округа.

 

Результаты анкетирования:

Для оценки мнения хозяйствующих субъектов и потребителей по вопросам развития конкурентной среды в Уинском округе проводилось анкетирование. Министерством экономического развития  и инвестиций Пермского края были разработаны анкеты для представителей хозяйствующих субъектов и потребителей товаров и услуг Пермского края. Итоги анкетирования следующие:

Наибольшее количество респондентов – потребителей считают, что на территории округа недостаточно организаций, оказывающих медицинские услуги, услуги дополнительного и среднего профессионального образования детей. По многим видам исследуемых рынков предприятий не совсем, например –  рынок производства кирпича, бетона, переработки водных биоресурсов, товарной аквакультуры, сферы наружной рекламы, детского оздоровления и т.д.  Лишь достаточное количество организаций работают в сфере рынка лекарственных препаратов, перевозки пассажиров по маршрутам, легковыми такси, в сфере услуг по ремонту автотранспортных средств, услуг связи.

Респонденты не удовлетворены уровнем цен на следующих рынках: медицинских и образовательных услуг, электрической энергии, продажи лекарственных препаратов.  Возможность выбора отсутствует в сфере среднего профессионального образования, медицинских услуг, электрической энергии, поставки сжиженного газа в баллонах, теплоснабжения, ритуальных услуг.

Большинство респондентов считают, что на территории Пермского края цены на автомобильное топливо выше, чем в других регионах. Количество организаций увеличилось лишь в сфере перевозок пассажиров легковым такси и продажи лекарственными препаратами. Уменьшилось количество организаций, занимающихся переработкой древесины. Большинство опрошенных считает, что в течение последнего года увеличились цены на медицинские услуги, лекарственные товары, на электроэнергию, нефтепродукты. Причем ухудшилось качество оказываемых медицинских услуг.

Практически все респонденты удовлетворены качеством услуг естественных монополий, хотя считают, что стоимость их услуг выросла.  Информацию о развитии конкуренции потребители получают от муниципальных органов, почти все удовлетворены уровнем доступности, понятности, удобством получения информации.

Всего на территории округа на конец 2022 года зарегистрировано по данным Пермьстата  271 организация,  в том числе 86 юридических лиц, 185 индивидуальных предпринимателей. Всего субъектов малого и среднего предпринимательства 213 единиц. По сравнению с прошлым годом количество ИП выросло на 15 единиц, количество юридических лиц уменьшилось на 2 единицы.

По видам деятельности малый и средний бизнес охватил практически все отрасли экономики, но сфера торговли остается более привлекательной для малого бизнеса, чем другие (33%).  В сфере сельского хозяйств занято 12% хозяйств, в сфере грузо- и пассажироперевозок – 18%.

Большинство из предпринимателей осуществляют свою деятельность только на территории муниципального образования. Предприниматели, работающие в сфере торговли, считают, что в данной сфере довольно высокий уровень конкуренции (скорее всего, это связано с наличием сетевых региональных магазинов на территории округа). Считают, что в сфере сельского хозяйства умеренная конкуренция.

Большинство  респондентов для повышения конкурентоспособности своей компании приобретали технологическое оборудование. Среди основных административных барьеров наиболее существенными для ведения текущей деятельности или открытия нового бизнеса являются высокие налоги.

Большинство опрошенных предпринимателей считают, что административных барьеров нет, либо они преодолимы без существенных затрат.

Уровень цен на услуги предприятий – естественных монополий увеличился за последние 5 лет.

Выводы и планируемые действия:

Проблемные вопросы, возникающие в результате деятельности по развитию конкуренции:

– нехватка специалистов для организации деятельности в таких сферах, как медицинские услуги, образование, информационные технологии и т.д.;

– сложность подключения и высокая стоимость подключения к системам электро-  и газоснабжения.

В 2023 году на территории Уинского муниципального округа, планируется:

– Продолжить работу по развитию конкуренции в соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») по развитию конкурентной среды на территории округа на 2023 – 2025 годы;

– Организовать работу по мониторингу состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг округа.

Заключено Соглашение между администрацией Уинского муниципального района и Уинским фондом поддержки предпринимательства о взаимодействии по развитию конкурентной среды на территории муниципального образования.   Функции коллегиального совещательного органа выполняет Совет предпринимателей на основании Положения, принятого постановлением администрации округа. Информация по развитию конкуренции размещается на официальном сайте администрации Уинского муниципального округа в разделе «Предпринимательство». Таким образом, институт развития конкуренции и конкурентной среды внедряется и развивается на территории округа в соответствии с действующим законодательством.