Герб райна
Администрация Уинского
муниципального округа
Пермского края

За полгода прокуратура Пермского края проинформирована о 13 случаях грубого нарушения законодательства кадастровыми инженерами

Управление Росреестра по Пермскому краю продолжает
выявлять нарушения, допускаемые кадастровыми инженерами при
подготовке межевых и технических планов. Недостоверные сведения,
содержащиеся в межевых, технических планах, актах обследования
или картах-планах территории, вносятся в Единый государственный
реестр недвижимости. Внесение заведомо ложных сведений
приводит к искажению сведений в Едином реестре недвижимости,
нарушению законных интересов правообладателей или третьих лиц,
полагающихся на соответствующие записи.
За первое полугодие 2019 года в целях предупреждения и
пресечения нарушений кадастровыми инженерами требований
законодательства Российской Федерации Управлением:
– направлено 83 Предостережения о недопустимости нарушения
обязательных требований;
– по выявленным случаям нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального
закона от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и
пространственных данных и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» проинформирован
Росстандарт для привлечения к административной ответственности
по ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях (КоАП РФ) «Нарушение законодательства об
обеспечении единства измерений»;
– по 13 выявленным случаям грубого нарушения кадастровыми
инженерами законодательства Российской Федерации
проинформирована прокуратура Пермского края для привлечения к
административной ответственности в соответствии с ч. 4 ст. 14.35
КоАП РФ «Внесение кадастровым инженером заведомо ложных
сведений в межевой план, технический план, акт обследования,
проект межевания земельного участка или земельных участков либо
карту-план территории или подлог документов, на основании которых
были подготовлены межевой план, технический план, акт
обследования, проект межевания земельного участка или земельных

2

участков либо карта-план территории, если эти действия не содержат
уголовно наказуемого деяния».
В настоящее время за внесение заведомо ложных сведений в
межевые (технические) планы и подлог документов, на основании
которых они были подготовлены, в отношении 4 кадастровых
инженеров прокуратурами Пермского края возбуждены дела об
административных правонарушениях по ч. 4 ст. 14.35 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела мировыми
судьями вынесены Постановления о назначении административного
наказания в виде штрафов: по 3 делам – штрафы по 30 тыс. руб., по 1
делу – штраф 40 тыс.руб.
В результате проверки межевых и технических планов
Управлением выявляются следующие нарушения:
– не указываются реквизиты документов, на основании которых
получены сведения о геодезической основе;
– не указываются реквизиты документов, на основании которых
получены картографические материалы, в том числе, масштаб
соответствующего картографического произведения, дата его
создания и дата последнего обновления;
– указаны не полные реквизиты и (или) недействительные
реквизиты свидетельства о поверке оборудования на дату
выполненного при проведении кадастровых работ обследования
пунктов исходной геодезической основы;
– раздел «Схема геодезических построений» оформлен не в
соответствии с материалами измерений или некорректно;
– сведения о координатах пунктов государственной
геодезической сети или опорной межевой сети, использованные в
качестве исходной геодезической основы, указанные в межевых
(технических) планах, не соответствуют их каталожным значениям;
– указывается местная система координат – МСК-59, однако,
сведения о координатах приведены в системе координат СК-63,
которая отменена Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от
25.03.1987 № 373-85 (ст. 19.19 КоАП РФ «Нарушение
законодательства об обеспечении единства измерений»);
– не обо всех пунктах исходной геодезической основы,
использованных при выполнении кадастровых работ, указывается
информация о состоянии пунктов, не указывается дата обследования.
По результатам рассмотрения Технических планов выявлены
неоднократно допускаемые типичные нарушения, вызывающие
сомнения в достоверности сведений относительно использованной
геодезической основы и способа определения координат характерных
точек границ объектов недвижимости, в том числе координат
характерных точек контуров сооружений, а именно:
– в Технических планах в качестве исходной геодезической
основы использовались пункты государственной геодезической сети
(ГГС). Сведения о координатах пунктов ГГС, согласно Техническим

3

планам, получены из государственного фонда данных, полученных в
результате проведения землеустройства (ГФДЗ), Управления.
Однако, при сопоставлении координат пунктов ГГС, внесенных в
Технические планы, со значениями координат, содержащимися в
Выписке из каталога координат, предоставленной из ГФДЗ
Управления, а также каталогами координат и высот пунктов ГГС,
выявлено, что сведения о координатах пунктов ГГС не соответствуют
их каталожным значениям, расхождение составляет 0,9 м.
Технические планы подготовлены в 2019 году, сведения о
состоянии пунктов ГГС указаны на 15.03.2015, геодезические
измерения выполнялись с использованием спутниковой аппаратуры,
свидетельство о поверке прибора (инструмента, аппаратуры)
действительно с 14.10.2018 по 14.10.2019.
В этой связи, следует отметить, что одним из этапов, при
выполнении кадастровых работ, является обследование и оценка
состояния пунктов ГГС или пунктов опорной межевой сети (ОМС),
используемых в качестве исходных пунктов при определении
координат характерных точек объектов недвижимости (земельных
участков, зданий, сооружений).
В ходе кадастровых работ в целях определения координат
характерных точек границ объектов недвижимости, выполняются
геодезические и (или) картографические работы с использованием
пунктов ГГС или ОМС.
Федеральным законом «О геодезии, картографии и
пространственных данных» установлена обязанность физических и
юридических лиц, выполняющих геодезические работы, выполнять их
с использованием прошедших в установленном порядке поверку
средств геодезических измерений, а также в соответствии с
аттестованными с учетом требований законодательства об
обеспечении единства измерений методиками (методами) измерений
и установленными требованиями к выполнению геодезических работ.
Расхождения в сведениях указывают на то, что геодезические
работы на местности не проводились.
Кроме того, в соответствии с Приказом Минэкономразвития
России от 01.03.2016 № 90 «Об утверждении требований к точности и
методам определения координат характерных точек границ
земельного участка, требований к точности и методам определения
координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта
незавершенного строительства на земельном участке, а также
требований к определению площади здания, сооружения и
помещения» точность определения координат характерных точек
контура сооружения, расположенных на земельных участках,
отнесенных к землям населенных пунктов, составляет 0,1 м.
Согласно разделу Технических планов «Описание
местоположения сооружения на земельном участке», средняя
квадратическая погрешность определения координат характерных
точек контуров сооружений составила 0,10 м.

4

Однако, при расхождении в значениях координат пунктов ГГС
порядка 0,9 м достичь точности определения координат характерных
точек контуров сооружений – 0,1 м не представляется возможным.
Выявленные краевым Росреестром нарушения говорят о
несоблюдении рядом кадастровых инженеров, работающих в
Пермском крае, требований законодательства в области кадастровых
отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и
правил профессиональной этики кадастровых инженеров.

Об Управлении Росреестра по Пермскому краю
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по
Пермскому краю является территориальным органом федерального органа исполнительной власти,
осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции по федеральному
государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору
за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых
организаций арбитражных управляющих, организации работы Комиссии по оспариванию кадастровой
стоимости объектов недвижимости. Осуществляет контроль за деятельностью подведомственного
учреждения Росреестра – филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю по предоставлению
государственных услуг Росреестра. Руководитель Управления Росреестра по Пермскому краю – Лариса
Аржевитина.
http://rosreestr.ru/
http://vk.com/public49884202
Контакты для СМИ
Пресс-служба Управления Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Пермскому краю
+7 (342) 205-95-58 (доб. 0214, 0216)